Развитие системы раздельно-параллельного обучения

  Обсуждая сегодня важную проблему современного образования, мы отмечаем, что в  целом, в системе образования  существует парадоксальное явление: образование в нашей стране является мужским по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют сильную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом на включение подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также мускулинные качества личности. Но формы организации обучения, способы передачи знания выстроены таким образом, что являются по своим психофизиологическим параметрам преимущественно женскими, особенно в начальной школе. В связи с этим с наибольшими трудностями в начальной школе сталкиваются мальчики, так как их психофизиологические особенности  часто мешают быть «примерными» учениками. В средней и старшей школе картина меняется, так как на первый план выходят другие подходы в обучении, преимущественно мужские, и на втором плане оказываются девочки.

Думаю, что каждый из вас, так или иначе, обращался к проблеме воспитания мальчиков и девочек, и не только в связи с профессиональной деятельностью, но  и в связи с воспитанием собственных детей, племянников, внуков. Подтверждение популярности раздельного обучения имеются и в зарубежных странах, в Англии 80 % раздельные школы, в США за последние годы их количество увеличилось в 200 раз, во Франции государственные школы смешанные, частные все раздельные. Раздельное обучение девочек и мальчиков чаще мы связываем с созданием образовательных учреждений типа кадетских корпусов, женских гимназий, такие образовательные учреждения за счет разделения детей добиваются хороших результатов воспитания,  но недостаток общения между девочками и мальчиками в таких школах ощущается постоянно. И это не просто слова, посещая учебные заведения раздельного обучения и разговаривая с педагогами, учениками, родителями мы зачастую слышали, что мальчики хотят общаться с девочками, испытывают недостаток общения с мальчиками и девочки.

По нашему глубокому убеждению самым разумным является организация образовательного процесса  по принципу: обучаем раздельно, воспитываем вместе или как говорит наш научный консультант Еремеева В.Д, канд. биол. наук  зав. кафедрой педагогики детства Санкт – Петербурской  академии последипломного  педагогического образования: «для того, чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек».

Можно привести многочисленные примеры положительных результатов параллельно-раздельного обучения в нашей стране. В настоящее время в сети Интернет размещено значительное количество сайтов и информации о школах, реализующих гендерные  походы  и систему параллельно- раздельного  обучения. Параллельно-раздельное обучение и воспитание по праву считается здоровьесберегающим, потому что базируется на глубоком изучении физиологических и психологических особенностей ребенка. Интерес к разработанным в России здоровьесберегающим технологиям  проявляют органы образования Англии и Италии, уже несколько лет по схожим методикам работают экспериментальные школы и детские сады в Финляндии. Особой популярностью пользуются идеи В.Ф.Базарного, основным девизом которого является девиз «Спасем природу мальчиков и девочек - спасем Россию».

Спасать Россию это сильно сказано,  и может быть очень высокопарно, но научиться понимать природу и сущность детей, которые ежедневно входят в класс, это задача нам по силам. Именно, поэтому три года назад инициативная группа учителей гимназии № 14 «Университетская» разработала программу эксперимента по внедрению гендерных подходов в обучении и воспитании учащихся начальной школы. Точку опоры в правильности выбранного пути нам дал передовой педагогический опыт разных образовательных учреждений нашей страны, внедряющих раздельное и параллельно-раздельное обучение в образовательный процесс.

В период подготовки к внедрению программы эксперимента мы смогли посетить школы раздельного обучения г. Москвы, Санкт – Петербурга, г. Тула,  г. Железногорска Красноярского края, в рамках работы международной выстаки - ярмарки «Учсиб» общались с коллегами из Иркутска, Новокузнецка и других городов России,  и сегодня мне хотелось бы представить отдельные  образовательные учреждения, добившиеся положительных результатов  педагогической деятельности по внедрению параллельно-раздельного обучения.

Цели  гендерного образования почти десять лет реализует  средняя школа № 3 г. Тулы, программой эксперимента предусмотрен опыт раздельного обучения  мальчиков и девочек в разных классах при  одновременном   совместном пребывании детей  в периоды вне классных занятий, на подготовительных и факультативных  уроках  и некоторых других общих мероприятиях. До начала эксперимента  в школе  констатировано ряд серьезных проблем, общих для всех смешанных форм образования.   Гипотезой проводимого эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек стала   предполагаемая возможность  сделать процесс обучения, отвечающим  психофизиологическим особенностям тех и других, психологически комфортным,  способствующим более  гармоничному личностному развитию учащихся. Предварительное психологические обследование детей, участвующих в эксперименте, показало  большой разброс и вариативность  их индивидуальностей.  Раздельное обучение  же создает  условия для более   индивидуального подхода к учащимся, с учетом их психологических и личностных особенностей.  По результатам эксперимента отмечается ряд положительных тенденций в познавательном и личностном развитии мальчиков и девочек  раздельных классов, создана новая  гендерная модель образовательно-воспитательной системы, основанная на принципах: демократичности (в гендерном подходе обучения мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Природосообразности - признание  личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и психофизиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Последнее требует различных форм, методов и средств обучения для более полной реализации способностей каждого как в учебной и вне учебной деятельности.  Соответствие требованиям времени. В гендерном подходе в обучении детей особенно актуальны единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует тесного взаимодействия учителя  с семьей учащегося для  согласования целей задач воспитания и обучения  на основе и уважения к ребенку как личности  и соблюдения его прав как человека.

Широко известен опыт школы-лаборатории № 760 им. А. Маресьева г. Москвы по внедрению параллельно-раздельного обучения и технологий сохраняющих здоровье детей на протяжении 17 лет. Физическое развитие мальчиков, обучение письму перьевой ручкой, ростомерная мебель (приспособленная к росту каждого ребенка), «конторки  Базарного», сенсорные тренажеры и многое другое способствует созданию здоровьесберегающей школы. Газета. Ru в статье «Девочки отдельно, мальчики отдельно» отмечает: «около десяти лет назад эксперимент по внедрению здоровьесберегающих технологий в обучении начинался и в нескольких детских садах и школах Московской области, но местные чиновники его благополучно похоронили. А вот некоторые российские регионы оказались в этом вопросе более дальновидными. Система, оберегающая здоровье детей, повсеместно внедряется   в школах республики Коми, Ставропольского края, Оренбургской, Пермской и Вологодской областей и «ближнезарубежного» Крыма. В Москве же – другой здоровьесберегающей школы, кроме 760-ой, нам найти так и не удалось».

Но, пожалуй, самым результативным и впечатляющим для нас явился опыт лицея № 103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края, который вот уже пятнадцатый год занимается проблемой раздельного образования мальчиков и девочек, т.е. подбором содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников. Сегодня в Лицее №103 разрабатываются образовательные технологии, учитывающие гендерные особенности учащихся. Созданы и апробируются программы и методические пособия по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам, информатике, математике, физической культуре, ИЗО, которые ориентированы на гендерную маркировку.

Вся научно-исследовательская работа Лицея нацелена на повышение профессиональной компетентности учителей в области нейропсихологии. В 1989 году были набраны первые классы раздельного обучения. На сегодняшний день в Лицее 28 классов раздельного обучения (8 выпусков). Кроме этого в едином образовательном пространстве с классами раздельного обучения обучаются еще более 20 классов смешанного типа. Такое сочетание дает возможность для исследования и анализа процесса обучения и его результатов. Проводя среди учащихся 11 классов Лицея №103 «Гармония» тест Г.Айзенка «Коэффициент интеллекта» (IQ) определили:  у мальчиков из классов раздельного обучения IQ выше, чем у мальчиков из смешанного класса, как 101,9 против 87,9. У девочек 104,8 против 90,2.  Таким образом, проведенный сравнительный анализ успешности обучения в Лицее №103 показал, что, используя гендерные аспекты образования, удается достигнуть стабильных успехов именно в классах раздельного обучения. Особая форма организации учебно-воспитательного процесса благоприятно сказывается на результатах успеваемости юношей и девушек, что обеспечит им и профессиональный успех в будущем. По всем другим направлениям работы школы (творчество, спорт, сохранность здоровья и т.д) результаты говорят о том, что раздельное обучение это достаточно перспективное направление в проблеме «Природосообразная педагогика». Особая творческая обстановка, созданная за счет развития системы дополнительного образования способствует эффективному общению мальчиков и девочек во внеурочной деятельности.   Более 30 творческих объединений, только 18 хоров мальчиков, театр пластиковой моды, своя видео-студия, учителя во всех творческих делах вместе с учениками, настоящая гармония в отношениях и делах - отличительная особенность лицея раздельного обучения и неимоверная популярность в Красноярском крае.

Перечисляя результаты других образовательных учреждений, нельзя ни отметить результаты, достигнутые образовательными учреждениями города Новосибирска. В нашем городе параллельно-раздельное обучение реализуется двумя образовательными учреждениями: школой № 82 и гимназией № 14 «Университетская». Опыт школы № 82 будет представлен вашему вниманию 24 декабря 2008 года, а сейчас я вам представлю некоторые результаты экспериментальной деятельности нашей гимназии.

Результаты первого этапа экспериментальной работы по раздельному обучению мальчиков и девочек в начальной школе позволяют полагать, что условия гендерного обучения являются более эффективными по сравнению с классами смешенного типа.

  •  период адаптации протекает более благоприятно при раздельном обучении мальчиков и девочек;
  •  микроклимат в однополых классных коллективах более благоприятный, чем в разнополых;
  •  отношение к раздельному обучению у всех участников образовательного процесса положительное;
  • самоуважение и самооценка у детей в классах раздельного обучения выше, чем в смешанных;
  • важным является стабильное положительное  эмоциональное состояние  мальчиков и девочек в учебном процессе, так как достаточно высокий уровень комфортности  способствует более успешной учебной деятельности;
  • по параметру комфортности в целом отмечается высокий показатель. Положительная динамика  исследуемого параметра свидетельствует  о благоприятной эмоциональной атмосфере в классах раздельного обучения, доверительном взаимоотношении между учителями и учениками. Кроме того, это указывает на  большой авторитет педагогов у школьников;
  • исследование тревожности и агрессивности показало, что детей с высокими показателями по этим параметрам в классах раздельного обучения нет;
  • высокие и средние показатели объема слуховой памяти у девочек выше, чем у мальчиков, что характерно для восприятия информации   у девочек в этом возрасте.  Высокие  показатели объема зрительной памяти у мальчиков выше, чем у девочек, это так же соответствует психофизиологическому развитию мальчиков;
  •  по результатам наблюдений и диагностики процесса  внимания   в классах раздельного обучения наблюдается положительная динамика в сравнении с результатами 2006-2007учебного года. По параметру устойчивость внимания  мы видим качественные изменения, как в классе девочек, так и в классе мальчиков. Средние показатели  преобразовались в высокие. По параметру переключаемость внимания в классе мальчиков  динамика по всем показателям положительная.

Логическим продолжением  экспериментальной работы на следующем этапе является:

  • апробация и доработка содержания раздельного образования, его методик, технологий;
  •  поиск новых методов, форм и средств в обучении и воспитании школьников;
  •  анализ и модификация, создание учебно-методического комплекта раздельного обучения;
  •  подготовка методических рекомендаций по работе в классах мальчиков и девочек;
  • продолжение и расширение экспериментальной научно-практической работы  по разработке гендерного аспекта образования;
  • организация педагогического просвещения по проблеме психологических особенностей мальчиков и девочек для всех педагогов, работающих в нашей гимназии, а также специалистов других образовательных учреждений.

Осенью этого при ГЦРО создана модульная лаборатория по проблемам гендерного обучения и воспитания, руководителем которой являюсь я. Лаборатория выступает в качестве базы разработки и апробации инновационных процессов, реализации городских программ, проведения курсов повышения квалификации педагогических работников, научно-методических консультаций, научно-практических конференций и семинаров. Основная цель деятельности модульной лаборатории: научное руководство, обобщение  и распространение передового педагогического опыта образовательных учреждений  по  проблемам гендерного обучения и воспитания.  Основными задачами деятельности модульной лаборатории являются:

  • изучение  опыта работы образовательных учреждений по проблемам гендерного обучения и воспитания;
  • создание системы информационного обеспечения прогрессивного опыта образовательных учреждений по проблеме гендерного обучения и воспитания;
  • разработка и внедрение программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, психологов, учителей, классных руководителей;
  • осуществление научно-методического сопровождения организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих гендерный подход в обучении и воспитании учащихся.

Осуществлять гендерный подход в образовании детей – это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок. И призываю вас к сотрудничеству!

Сведения об образовательной организации
Всероссийская олимпиада школьников
Государственная итоговая аттестация
Промежуточная аттестация учащихся
Безопасность
Зачисление в первый класс
Мой индивидуальный проект
Годовой проект
Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни
Лето 2017

Информация

График родительских собраний

14 ноября в 19.00 – 1А, 1Б, 3А, 3Б, 3В, 4А классы
15 ноября в 19.00 – 5А, 5Б, 5В, 9А, 9Б, 9В классы
16 ноября в 19.00 – 2А, 6А, 6Б, 7А, 7Б классы
17 ноября в 19.00 – 10, 11 классы
21 ноября в 19.00 – 1В, 8Б, 8В, 8Г классы
22 ноября в 19.00 – 2Б, 7В, 8А классы
23 ноября в 19.00 – 4Б классы


Информация о количестве вакантных мест для приема (перевода):
- мальчиков в 8, 9 классы инженерно – технологической направленности;
- девочек и мальчиков в 5 класс с углубленным изучением иностранных языков;
- девочек во 2 класс с углубленным изучением иностранных языков (2 места);
- мальчиков в 6 класс с углубленным изучением иностранных языков (3 места);
- девочек в 7 класс с углубленным изучением иностранных языков (1 место)
- девочек и мальчиков в 8 смешанный класс (3 места)

Телефон для справок: 346-47-31

События

15 ноября 2017
Дед Мороз к нам мчится

15 ноября учащиеся гимназии приняли участие в праздничной театрализованной программе «Дед Мороз к нам мчится» на главной площади Новосибирска.

Игры, песни, хороводы – именно так и должны встречать приезд Деда Мороза настоящие сибиряки!

подробнее

5 ноября 2017
Соревнования по стрельбе

С 5 по 26 октября 2017г. в тире МБОУ Гимназия №14 «Университетская» прошли соревнования по стрельбе из пневматической винтовки среди учащихся 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11 классов, посвященные «Дню гимназиста».

подробнее

1 ноября 2017
Диплом

«Невольно хочется сказать замлянам: «Возьмите в руки мётлы и тщательно убирайте мусор со своей планеты и не забывайте поливать свои любимые цветы… Все мы обязаны оберегать этот дар природы!»
Ю.А. Гагарин

В сентябре-октябре 2017/2018 учебного года проходили школьный и муниципальный этапы Всероссийского конкурса сочинений.

Поздравляем ученицу 6 «Б» класса МБОУ Гимназии №14 «Университетская» Макарцеву Владу, ставшую призером муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений на территории Новосибирской области. Влада посвятила свою работу одной из самых актуальных проблем современности – проблеме экологии. Результат: диплом призера в возрастной группе обучающихся 4-6 классов. Мы искренне благодарим Владу и учителя-наставника Малышенко Ирину Юрьевну и желаем им дальнейших успехов и творческих побед!

30 октября 2017
Вехи Октября

30 октября 2017 года в Новосибирском городском архиве состоялась презентация выставки «Вехи Октября», посвященной 100-летию Октябрьской социалистической революции 1917 года. Открыл выставку выпускник школы № 127, а ныне мэр города Новосибирска Локоть Анатолий Евгеньевич.

В рамках выставки была расположена экспозиция музея истории школы № 127 - гимназии № 14 «Университетская». Представлены альбомы 1960-1970-х годов, знамена пионерской организации учреждения, классные журналы тех лет.

Особый интерес у Анатолия Евгеньевича вызвал альбом с фотографиями одноклассников. Выяснилось, что со многими из них он до сих пор поддерживает отношения, интересуется их судьбой.

подробнее

26 октября 2017
Учащиеся 10 А

Служу России!

Учащиеся 10 А класса под руководством педагога-организатора ОБЖ Устинова Сергея Сергеевича 26.10.2017 года посетили Шиловский полигон.

Оформив заявку, пройдя инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, поведения в общественных местах, обращению с оружием, а также медосмотр, подписав согласие на обработку персональных данных, учащиеся выехали на комфортабельных автобусах в поселок Шилово.

В этот день учащиеся гимназии смогли не только подержать в руках боевое оружие, но и выполнить первое начальное упражнение учебных стрельб из автомата Калашникова АК-74, метнуть учебную гранату, отработать норматив посадки в боевую бронированную машину "ТИГР", рассмотреть в лазерный прибор разведки ЛПР - 2 на дальности 15 км тактическую одиночную движущуюся цель, участвовать в запуске беспилотного летательного аппарата БЛА ZALA 421-08 (малого разведчика) со скоростью 100 км/ч, командовать расчетом крупнокалиберного пулемета НСВТ "Утес".

Юноши получили массу впечатлений, новые навыки обращения с реальным, а не учебным оружием.

С.С. Устинов

подробнее

Ссылки

 

 

Официальный сайт гимназии №14 "Университетская" города Новосибирска.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. ©Гимназия №14 "Университетская", 2015

Для корректного отображения страниц сайта на компьютере должен быть установлен Adobe Flash Player, который можно бесплатно скачать на официальном сайте.

Все документы на сайте представлены в общедоступных форматах: PDF, ZIP. Для просмотра и печати документов в формате PDF требуется Adobe Reader, который можно бесплатно скачать на официальном сайте.

Форматы авторских документов на сайте общедоступны, и позволяют устанавливать необходимую степень защиты авторских прав. Обозначение и защита от копирования авторских материалов устанавливаются авторами в соответствии с законодательством об авторском праве.

Персональные данные сотрудников организации используются с их письменного согласия.

Хостинг сайта, его бесперебойная работа и защита от вирусов поддерживается дата-центром МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида».
Сайт создан и работает на базе авторской системы управления контентом.
Технические средства сайта обеспечивают защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее.
Копирование информации на резервный носитель, обеспечивающий ее сохранность, выполняется техническими средствами дата-центра.