Психофизиологические особенности мальчиков и девочек

Уважаемые коллеги, мы с вами прекрасно знаем, что наша физическая жизнь  началась с того, что двое до нашего рождения встретились. И эта встреча – мужчины и женщины – породила начало новых отношений, и появилось нечто третье, совершенно иное – новая жизнь. Мы – дети своих родителей, а Ребенок – это мост, связывающий их с прошлыми поколениями, мост, перекинутый в будущее.

По мнению д.б.н. генетика В.А. Геодакяна, автора теории асинхронной эволюции полов, ни один природный феномен не вызывал такого интереса и не содержал так много загадок, как пол. И, несмотря на то, что проблемой пола занимались многие крупные ученые, в том числе Дарвин и Мендель, которые осветили так много загадок в генетике, тем не менее был оставлен большой простор для размышлений над центральной загадкой полового размножения.

Для чего же существует два пола?

Не нужно быть биологом, врачом или педагогом, чтобы знать, что есть нечто специфически мужское и женское в людях. Конечно, всегда существуют индивидуальные различия, о которых мы помним и принимаем их во внимание, но мы же все точно знаем, что мужчины и женщины отличаются друг от друга.

Пол ребенка закладывается в момент зачатия, при соединении хромосомных наборов родителей. Уже на третьей неделе эмбрионального развития в стенке желточного мешка появляются индифферентные половые клетки, а на 5-6 неделе у зародыша начинается становление гонадного (клеточного) пола. Пол влияет на нашу физическую и психическую структуру, мышление и способ восприятия жизни. Различия между мужчинами и женщинами появляются не только во внешних отличительных признаках пола, но даже одноименные органы у женщин и мужчин действуют по-разному, у них разная интенсивность обмена веществ, частота дыхательных движений и сердечных сокращений, разный состав крови.

Разница между мужчиной и женщиной настолько существенна, что в отличие от любых других особенностей – национальности, политических убеждений, социального положения, конечно же видна невооруженным глазом.

Для подавляющего большинства мужчин и женщин смысл и цель жизни сводится к простым понятиям: безопасность, достаток, гармония в семье, - то, что обычно называют нормальной, счастливой жизнью. Но пути достижения этой цели разные.

Идея эволюционного развития включает в себя 2 противоположных аспекта – сохранения и изменения. Организм и окружающая среда активно взаимодействуют друг с другом. От окружающей среды идет постоянно меняющаяся информация – мороз, жара, хищники, паразиты. Организм, чтобы сохраниться, вынужден быть устойчивой, стабильной системой с одной стороны, а с другой, чтобы «не пропустить» полезную информацию о том, как нужно меняться, ему необходимо быть чувствительным и лабильным. Есть мнение, что два пола – это два потока информации: генеративный (передача генетической информации от поколения к поколению, из прошлого в будущее) и экологический (информация от среды, из настоящего в будущее).

Женский пол связан с консервативным (генеративным) потоком и сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить изменений. Мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений пригодится в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий.

Таким образом, женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс.

Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. У мужчин значительно чаще встречаются полезные и вредные генетические изменения. Отклонения в цветовом зрении чаще встречаются у мужчин. По некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Мы с вами знаем, что мужчины болеют реже, и значительно реже обращаются к врачам. Но уж если болеют…Известное заболевание щитовидной железы – узловой зоб встречается чаще у женщин, а частота, риск перерождения узлового образования очень высок у мужчин.   

Оставаясь в одном и том же пространстве, с подсознательной целью сохранения и передачи генетической информации для потомков, женщины обладают уникальной возможностью легко меняться под влиянием окружающей среды. Мужчине же при изменениях внешней среды, в том числе и социальной, проще отыскать другое место обитания, чем приспосабливаться в новых условиях. Поэтому у многих народов издавна женщина считается хранительницей очага, а мужчина – добытчиком и освоителем новых территорий.

Различные функциональные особенности мозга мужчин и женщин формируют и соответствующую психику. Однако, психические различия  мужчины и женщины конечно же не противоречат, а, исходя из своего  предназначения, лишь взаимно дополняют друг друга.
По-разному мужчины и женщины воспринимают одно и то же явление. Мужчина видит вещи и объекты в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картину мира из мозаики. Женщина сразу вбирает в себя более широкую картину. Она подмечает в основном детали, ее интересует взаимоотношение каждой частицы мозаики с соседней, но не пространственная взаимосвязь всех частиц.

Младенцев-девочек привлекают лица, и контакт с помощью взгляда в глаза длится у них в 2-3 раза дольше, чем у мальчиков. Младенцы-мальчики в большей степени интересуются хаотичным движением объектов неправильной формы.

При изучении поведения детей от нескольких часов до нескольких месяцев был сделан вывод – мальчики любят вещи, девочки – людей. Мальчики никогда не наденут ничего неудобного для красоты, а девочки никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства. Один и  тот же мир, в зависимости от разного устройства мозга, воспринимается по-разному.

Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-5 месяцев позже начинают говорить. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. У недоношенных в срок мальчиков значительно меньше шансов выжить, чем девочкам.

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду пубертатного развития эта разница достигает примерно двух лет.

Тогда к моменту обучения в школе мальчики по своему биологическому возрасту как бы младше девочек на целый год.

Различна и физиологическая  сторона восприятия у мальчиков и девочек. Во 2-3 классах у девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, используют все предоставленное им пространство. Причем, если горизонтального пространства мало, то они легко осваивают вертикальное – лазают по лестницам, забираются в шкаф.

Несмотря на то, что среди мальчиков больше проблемных и трудновоспитуемых детей, тем не менее, история хранит огромное количество мужских имен в сфере науки, литературы, живописи, музыке, и даже медицине и педагогике, хотя большинство в этих сферах представлено женщинами.

Наша женская или мужская идентичность (чувство принадлежности к своему полу) развивается на протяжении всей жизни, но основа гендерной идентичности (социальной ожидаемости) формируется в детстве.

Если девочка складывает домик, то это будет длинное, низкое здание, главное в котором – воображаемые люди, в нем живущие. Мальчик же постарается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по-соседству. Мальчики бегают, прыгают, воображают себя то самолетом, то танком, в то время как девочки разговаривают, обсуждая, какой мальчик им больше нравится  или как глупо выглядят некоторые из них.

Среди дошкольников было проведено тестирование, с помощью бинокулярного устройства, которое позволяло видеть одним глазом объект, а другим – лицо. Девочки запоминали лица и выражение лица, а мальчики вещи и их форму.

В младших классах, если в коллектив приходит  новенькая, то девочки, как правило, обступают ее кружком, и точно знают, как ее зовут. Мальчики встречают новенького с безразличием и принимают его в группу лишь в том случае, когда сложившаяся иерархия сочтет, что он может быть полезен в каком-то качестве. В конце дня мальчики не знают ни имени, ни подробностей о новеньком, но уже понимают, насколько хорош он в учебе и в игре.

Девочки, как правило, дружелюбны, принимают других и даже испытывают симпатию к тем, кто страдает от какого-либо недостатка или уродства, мальчики такого сверстника нередко делают жертвой.

И во взрослой жизни половая принадлежность проявляется тем, что мужчины чаще всего конкурируют, а женщины сотрудничают. Мужчина нацелен на то, чтобы достигнуть цели, завоевать определенный статус, победить в конкурентной борьбе и успешно достигнуть «итоговой черты». Фокус женских интересов – общение, гармония, любовь, взаимопонимание.

Женщины в коллективе сотрудничают, и не всегда с первого взгляда можно выделить при этом лидера. И в школе девочки чаще садятся кружком, и каждая, как правило, зеркально отражает мимику и жесты группы. Лидера в таком кружке с первого взгляда вы не увидите.  

В группах мужчин чаще образуется иерархия,  в которой имеется лидер. Лидера можно опознать по авторитетному и уверенному тону, и каждый мужчина борется за то, чтобы повысить свой статус в коллективе.

Все исследования на тему о приоритетных ценностях мужчин и женщин, проведенные в девяностых годах, показывают, что 70-80% мужчин повсеместно продолжают утверждать, что наиболее важной частью их жизни является работа, и 70-80% женщин превыше всего ставят семью.

У мужчин более развиты

Логика, обобщение, восприятие в целом, склонность к абстракции, романтизм, ориентация в пространстве и во времени, техническая направленность, мотив достижения успеха, стремление к лидерству, склонность к новаторству, желание быть первым у женщины.

У женщин более развиты

Интуиция, анализ, внимание к деталям, конкретика, практицизм, ловкость и чуткость рук, гуманитарная направленность, мотив отношения с окружающими, умение договариваться, следование правилам, желание быть единственной и неповторимой.

В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины часть впечатлений связана с тем, что она слышит.

Если мужчина приобретает книгу, то он, в большинстве случаев, обязательно посмотрит оглавление. Женщины, как правило, откроют несколько страниц и прочитают текст.

Существует мнение, что речь и чтение в большинстве случаев лучше развита у девочек и женщин. Однако, при высокой беглости речевого процесса, скорости чтения, совершенном правописании, тем не менее, способность нахождения словесных ассоциаций, разгадывание кроссвордов, как правило, лучше развита у мальчиков и мужчин.

В речи мальчиков и мужчин большое количество междометий, метафор, сравнений, эпитетов.

Девочки и женщины используют в своем разговоре больше слов, описывающих чувства, эмоции, психофизиологические состояния.

Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, а  источником знаменитой женской интуиции служит наблюдательность женщины к мелочам. Именно к женскому арсеналу относится фраза « я чувствую, значит это так». Но зачастую повышенное внимание к деталям и мелочам приводит к тому, что она может не заметить большего.

Установлено, что при обучении мужчина лучше выполняет поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решать принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформлению у него не велики. Женщина лучше выполняет задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но, как правило, тщательно, аккуратно, прорабатывая детали. Таким образом, женщина лучше проявит себя, когда требуется меньший поиск новаторства, а выдвинуты требования к тщательности исполнения.  

Мужская энергия точечна. Точки в пространстве не мешают существовать друг другу. И являются объяснением мужской независимости.

Женская энергия – это пространство. При взаимодействии женщин им приходится уступать часть своего пространства. При этом они интуитивно боятся потерять себя, раствориться во взаимодействии. Когда «щебечут» две подруги, то, как правило, их разговор поверхностен, не отнимает пространства друг у друга.

Такой «энергетический» подход объясняет, почему мужская дружба значительно крепче женской и о ней ходят легенды.

Японцы доказали, что у мужчин имеется врожденная потребность строить, стрелять, забивать гвозди.  Энергия быстрая взрывная. Поэтому мужчины, в отличие от женщин, плохо переносят длительную, монотонную, однообразную работу.

Энергия женщины текуча, пространственна, напоминает энергию воды.

Она - хранительница рода человеческого.  

Отличия между мужчинами и женщинами настолько велики, что невольно задаешь себе вопрос – как же они уживаются вместе?

Каждый человек уникален, в нем природа заложила его, и только его способности.

Задача педагогов, школы – сохранить, раскрыть, развить эти задатки.

Мы пришли к выводу, что мальчика и девочку невозможно воспитывать одинаково.

Понимание психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, мужчин и женщин дает возможности понимать и принимать каждого таким, каков он есть, каким создала его природа.

то позволит избежать лишних стрессов, и по сути является один из путей здоровье-сберегающих технологий.

Сведения об образовательной организации
Всероссийская олимпиада школьников
Государственная итоговая аттестация
Промежуточная аттестация учащихся
Безопасность
Зачисление в первый класс
Мой индивидуальный проект
Годовой проект
Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни
Лето 2017

Информация

График родительских собраний

14 ноября в 19.00 – 1А, 1Б, 3А, 3Б, 3В, 4А классы
15 ноября в 19.00 – 5А, 5Б, 5В, 9А, 9Б, 9В классы
16 ноября в 19.00 – 2А, 6А, 6Б, 7А, 7Б классы
17 ноября в 19.00 – 10, 11 классы
21 ноября в 19.00 – 1В, 8Б, 8В, 8Г классы
22 ноября в 19.00 – 2Б, 7В, 8А классы
23 ноября в 19.00 – 4Б классы


Информация о количестве вакантных мест для приема (перевода):
- мальчиков в 8, 9 классы инженерно – технологической направленности;
- девочек и мальчиков в 5 класс с углубленным изучением иностранных языков;
- девочек во 2 класс с углубленным изучением иностранных языков (2 места);
- мальчиков в 6 класс с углубленным изучением иностранных языков (3 места);
- девочек в 7 класс с углубленным изучением иностранных языков (1 место)
- девочек и мальчиков в 8 смешанный класс (3 места)

Телефон для справок: 346-47-31

События

15 ноября 2017
Дед Мороз к нам мчится

15 ноября учащиеся гимназии приняли участие в праздничной театрализованной программе «Дед Мороз к нам мчится» на главной площади Новосибирска.

Игры, песни, хороводы – именно так и должны встречать приезд Деда Мороза настоящие сибиряки!

подробнее

5 ноября 2017
Соревнования по стрельбе

С 5 по 26 октября 2017г. в тире МБОУ Гимназия №14 «Университетская» прошли соревнования по стрельбе из пневматической винтовки среди учащихся 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11 классов, посвященные «Дню гимназиста».

подробнее

1 ноября 2017
Диплом

«Невольно хочется сказать замлянам: «Возьмите в руки мётлы и тщательно убирайте мусор со своей планеты и не забывайте поливать свои любимые цветы… Все мы обязаны оберегать этот дар природы!»
Ю.А. Гагарин

В сентябре-октябре 2017/2018 учебного года проходили школьный и муниципальный этапы Всероссийского конкурса сочинений.

Поздравляем ученицу 6 «Б» класса МБОУ Гимназии №14 «Университетская» Макарцеву Владу, ставшую призером муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений на территории Новосибирской области. Влада посвятила свою работу одной из самых актуальных проблем современности – проблеме экологии. Результат: диплом призера в возрастной группе обучающихся 4-6 классов. Мы искренне благодарим Владу и учителя-наставника Малышенко Ирину Юрьевну и желаем им дальнейших успехов и творческих побед!

30 октября 2017
Вехи Октября

30 октября 2017 года в Новосибирском городском архиве состоялась презентация выставки «Вехи Октября», посвященной 100-летию Октябрьской социалистической революции 1917 года. Открыл выставку выпускник школы № 127, а ныне мэр города Новосибирска Локоть Анатолий Евгеньевич.

В рамках выставки была расположена экспозиция музея истории школы № 127 - гимназии № 14 «Университетская». Представлены альбомы 1960-1970-х годов, знамена пионерской организации учреждения, классные журналы тех лет.

Особый интерес у Анатолия Евгеньевича вызвал альбом с фотографиями одноклассников. Выяснилось, что со многими из них он до сих пор поддерживает отношения, интересуется их судьбой.

подробнее

26 октября 2017
Учащиеся 10 А

Служу России!

Учащиеся 10 А класса под руководством педагога-организатора ОБЖ Устинова Сергея Сергеевича 26.10.2017 года посетили Шиловский полигон.

Оформив заявку, пройдя инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, поведения в общественных местах, обращению с оружием, а также медосмотр, подписав согласие на обработку персональных данных, учащиеся выехали на комфортабельных автобусах в поселок Шилово.

В этот день учащиеся гимназии смогли не только подержать в руках боевое оружие, но и выполнить первое начальное упражнение учебных стрельб из автомата Калашникова АК-74, метнуть учебную гранату, отработать норматив посадки в боевую бронированную машину "ТИГР", рассмотреть в лазерный прибор разведки ЛПР - 2 на дальности 15 км тактическую одиночную движущуюся цель, участвовать в запуске беспилотного летательного аппарата БЛА ZALA 421-08 (малого разведчика) со скоростью 100 км/ч, командовать расчетом крупнокалиберного пулемета НСВТ "Утес".

Юноши получили массу впечатлений, новые навыки обращения с реальным, а не учебным оружием.

С.С. Устинов

подробнее

Ссылки

 

 

Официальный сайт гимназии №14 "Университетская" города Новосибирска.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. ©Гимназия №14 "Университетская", 2015

Для корректного отображения страниц сайта на компьютере должен быть установлен Adobe Flash Player, который можно бесплатно скачать на официальном сайте.

Все документы на сайте представлены в общедоступных форматах: PDF, ZIP. Для просмотра и печати документов в формате PDF требуется Adobe Reader, который можно бесплатно скачать на официальном сайте.

Форматы авторских документов на сайте общедоступны, и позволяют устанавливать необходимую степень защиты авторских прав. Обозначение и защита от копирования авторских материалов устанавливаются авторами в соответствии с законодательством об авторском праве.

Персональные данные сотрудников организации используются с их письменного согласия.

Хостинг сайта, его бесперебойная работа и защита от вирусов поддерживается дата-центром МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида».
Сайт создан и работает на базе авторской системы управления контентом.
Технические средства сайта обеспечивают защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее.
Копирование информации на резервный носитель, обеспечивающий ее сохранность, выполняется техническими средствами дата-центра.